Назад

Дрон-пожарный и робот-уборщик: участники «Зимнего университета» рассказали о своих проектах

Дрон-пожарный и робот-уборщик: участники «Зимнего университета» рассказали о своих проектах

Завершился проект Минобрнауки России «Зимний университет по инженерным наукам», в нем приняли участие 660 студентов из 13 стран дальнего и ближнего зарубежья. В течение двух недель они проходили обучение на площадках трех университетов в Санкт-Петербурге, Великом Новгороде и Пскове. Итогом работы ребят стало создание около 120 инновационных проектов, направленных на развитие тяжелого машиностроения, цифровых технологий, искусственного интеллекта, электроники и радиотехники.

Проект призван укрепить связи между молодыми инженерами и углубить международное взаимодействие. Это не только платформа для обучения, но и катализатор для новых идей и совместных проектов в будущем.

«Зимний университет» в Новгородском государственном университете объединил 220 будущих инженеров из России, Республики Беларусь, ЮАР, Индии, Киргизии и Таджикистана. Всего участники разработали 24 проекта, среди них — дрон-пожарный.

«Дрон-пожарный поможет предотвратить возгорание до прибытия противопожарной службы. Беспилотник снабжен порошковыми сферами, которые будут сбрасываться в огонь. Разработка предназначена для использования в городских условиях для тушения высотных зданий, но это не исключает ее использование и на других ландшафтах», — рассказал студент Кыргызского авиационного института имени Ишембая Абдраимова Камиль Бектенов.

Еще один проект — «Умная парковка». Предполагается, что информация о наличии свободного места для автомобиля, а также правильности парковки будет фиксироваться датчиками и видеокамерами, а потом передаваться с помощью нейронных сетей в специальное приложение.

«Приложение будет доступно обычным пользователям: подъезжая к парковке, автомобилист сможет выбрать для себя удобное место, а приложение выстроит до него удобный и безопасный маршрут. Также благодаря подобной разработке мы сможем уменьшить количество аварийных ситуаций, которые могут возникнуть на паркинге», — рассказал студент Белорусского государственного университета информатики и радиоэлектроники Виктор Иванов.

«Зимний университет» в Санкт-Петербургском политехническом университете Петра Великого состоялся на базе передовой инженерной школы вуза «Цифровой инжиниринг». Здесь обучение проходили 220 студентов из Республики Беларусь, Казахстана, Кыргызстана, Узбекистана, Армении, Таджикистана, Китая, ЮАР, Ирана и Индии. Они работали над 70 проектами.

В проектной лаборатории студенты разрабатывали эффективный кронштейн передатчика для микроспутника формата CubeSat на цифровой платформе CML-Bench® с помощью топологической оптимизации, компьютерного инжиниринга и 3D-печати.

«Проект кронштейна имел заданные эксплуатационные требования со снижением массы и обеспечением выполнения требований по прочности. Перед студентами стояла задача по определению рационального количества доступных для использования крепежных отверстий, а также расположению точки подвеса. Все разработанные изделия прошли цифровые испытания и были объединены в рейтинг, определивший наилучшее исполнение», — рассказал руководитель направления «Прикладные исследования и разработки» ПИШ СПбПУ Михаил Жмайло.

В лаборатории по цифровой трансформации и бережливому производству молодые инженеры познакомились с концепцией бережливого производства, изучили его подходы и инструменты для снижения потерь, попробовали себя в роли руководителей современного предприятия в компьютерном симуляторе «Бережливое производство» («LEAN Производство») и провели цифровую трансформацию предприятия с помощью цифрового симулятора «Цифровая трансформация предприятия».

В лаборатории «Полимерные композиционные материалы» студенты совершенствовали свои базовые знания в области физики и химии полимеров.

В Псковском государственном университете обучение прошли 220 студентов и магистрантов из Сербии, Боснии и Герцеговины, ЮАР, Узбекистана, Республики Беларусь и России. Всего было сформировано 25 команд, они работали над проектами в области электромашиностроения, робототехники, электротехники, систем диагностики технических устройств и оборудования.

Основной площадкой занятий стали цеха и учебные аудитории передовой инженерной школы ПсковГУ. Среди реализованных здесь проектов, например, «Мобильный автономный робот для уборки сыпучих и жидких отходов в условиях металлообрабатывающего производства».

«Это разработка органа управления для уборки металлической стружки на технологическом производстве. Человек, когда будет убирать стружку, может повредить свои руки, лицо поцарапать, потому что стружка сама металлическая и она очень острая. Роботу не страшно, и он полностью всю делает работу за людей», — рассказал студент из Беларуси Павел Пумко.

Напомним, что «Зимний университет» вырос из «Школы по инженерным наукам Союзного государства», которая состоялась в 2023 году для 300 студентов российских и белорусских вузов. В этом году проект стал по-настоящему международным: значительно увеличилось количество участников и расширилась география представленных стран.