Программа
Участники: студенты 3-4 курса инженерных и технических специальностей из России (передовые инженерные школы), стран БРИКС и ближнего зарубежья
Язык программы: русский и английский (будут сформированы группы для русскоговорящих и англоговорящих участников)
Проект «Зимний университет» состоит из технических модулей, ознакомительного курса русского языка для англоговорящих слушателей, а также предполагает проведение культурно-развлекательной программы.
Образовательный и проектный блоки проекта проводятся сотрудниками подразделений – лидеров Передовой инженерной школы «Цифровой инжиниринг» СПбПУ и преподавателями Высшей школы международных образовательных программ:
- Инжиниринговый центр «Центр компьютерного инжиниринга» (CompMechLab®),
- Научно-образовательный центр «Авиационные двигатели и энергетические установки»,
Партнеры «Зимнего университета» в СПбПУ: АО ОДК, АО «ТВЭЛ», ООО «Центротех-Инжиниринг», ПАО «Газпром нефть», АО «Силовые машины», ПАО «Северсталь».
Обучение в рамках «Зимнего университета» будет проходить по трем равнозначным параллельным инженерным трекам:
- Сигма (для русскоговорящих студентов),
- Тау (для русскоговорящих студентов),
- Эпсилон (для англоговорящих студентов).
«Сигма» включает следующие модули:
- Проектная лаборатория по проектированию;
- Проектная лаборатория по применению технологий ИИ к данным различного рода;
- Лаборатория по цифровой трансформации и бережливому производству;
- Лаборатория «Полимерные композиционные материалы».
«Тау» включает следующие модули:
- Анализ прочности оборудования и трубопроводов, проектирование зданий и сооружений с учетом экстремальных воздействий;
- Основы лабораторных испытаний свойств материалов;
- Аэродинамика профиля крыла самолета;
- Персональная эффективность. Тренинг развития личностных и профессиональных навыков.
«Эпсилон» включает следующие модули:
- Проектная лаборатория по проектированию;
- Аэродинамика профиля крыла самолета;
- Управление цепями поставок;
- Распознавание возможностей и формирование идеи высокотехнологичного стартапа.
Модули по каждому треку проводятся параллельно, каждый из которых длится 2 дня, в группах по 23 человека.
Образовательный блок
1. Лаборатория по цифровой трансформации и бережливому производству
Цель: участники с применением специализированной системы-тренажера знакомятся с возможностями оптимизации бизнес-процессов современного предприятия, ориентированного на работу на открытом рынке. После получения базовых знаний и умений по тематике участники переходят к работе с симулятором.
Для эффективной работы большинству компаний необходимо проведение цифровой трансформации бизнеса, которая становится одним из ключевых факторов повышения конкурентоспособности. Участники с помощью специализированного симулятора смогут спроектировать свой путь трансформации через реализацию проектов с учетом конфигурирования стратегии, проектного управления и проекта трансформации. Работа в симуляторе может стать ключевым этапом подготовки и адаптации к неизбежным изменениям в ходе цифровой трансформации.
Формат: короткие теоретические блоки чередуются практикой на виртуальных предприятиях.
Результат: успешность прохождения симуляторов отражается в личном и общем рейтинге, показывающем уровень компетенций каждого из участника, связанных с внедрением бережливого производств и цифровой трансформации на симулируемом предприятии.
2. Персональная эффективность. Тренинг развития личностных и профессиональных навыков
Цель: модуль нацелен на формирование следующих надпрофессиональных универсальных компетенций: лидерство и проактивность, эмоциональный интеллект, оказание влияния, нацеленность на результат, стрессоустойчивость, инновационность, адаптивность/гибкость, саморазвитие, анализ информации и выработка решений:
- развить навыки участников в области целеполагания и управления временем,
- отработать на практике техники усиления стрессоустойчивости и формирования профессиональной уверенности,
- практикум генерации идей и поиска креативных решений.
Формат модуля: семинар-тренинг, включающий в себя короткие лекционно-теоретические подмодули и объемный практический блок. Участники модуля будут работать как индивидуально для адекватной самоактуализации, так и в малых группах для отработки «мягких» навыков.
Для проведения практических занятий используются следующие активные формы обучения: тренинги, деловые игры, модерация и фасилитация, «Open Space» («Открытое пространство»), «World Cafe» («Мировое кафе»), «Снежный ком» «Fish Bawl» («Аквариум») и другие технологии работы в малых группах: Mind Mapping. Шесть шляп де Боно, SCAMPER, Мозговой штурм, Обратная мозговая атака, Письменный мозговой штурм, Корабельный совет, Цветение лотоса, технологии дизайн-мышления и другие.
Результат:
- знания: основных методов управления временем, целеполагания, формирования уверенного поведения, активизации мышления, формирования стрессоустойчивости, основных сфер саморазвития;
- умения: анализировать любую задачу на основе системного подхода, выделяя ее базовые составляющие; выбирать варианты решения задачи, оценивая их достоинства и недостатки;
- навыки: использования инструментов управления временем при выполнении конкретных задач, проектов, для достижения поставленных целей.
3. Распознавание возможностей и формирование идеи высокотехнологичного стартапа
Цель:
- развитие у участников ключевых предпринимательских компетенций,
- обучение участников процессам распознавания новых возможностей, созданию ценности и формированию продуктов на основе высокотехнологичных решений и отслеживания индустриальных трендов как ключевых факторов успеха.
Формат модуля: обучение проводится в формате тренинга, включающего следующие блоки:
- теоретико-практический блок: проектный семинар,
- практический блок с презентацией: практикум,
- практический блок: тренинг, семинар.
Результат:
- навыки методов генерации и формирования продуктовых идей в промышленности и описания научно-исследовательской технологии,
- навыки бизнес-моделирования в технологическом предпринимательстве,
- навыки планирования инновационного продукта; знания основ юридических аспектов создания стартапов и регистрации интеллектуальной собственности,
- навыки разработки ценностного предложения и коммуникации ценности,
- навыки валидации потенциальных потребителей,
- знания этапов командообразования, ролевых моделей поведения в команде; навыки конструктивной и лидерской коммуникации в команде; знание основ подготовки презентации и проведения переговоров с инвестором.
4. Управление цепями поставок
Модуль сочетает в себе разного рода практические инструменты – симулятор, тренажер, бизнес-игры – и разбор реальных кейсов, нацеленных на решение актуальных задач управления цепями поставок, в том числе с привлечением экспертов в этой области. Модуль содержит актуальную и практическую информацию, которая касается организации цепочек поставок, выполнения и контроля операций, планирования ресурсов, разработки операционной стратегии и многого другого.
5. Ознакомительный курс русского языка для англоговорящих слушателей.
Модуль направлен на знакомство иностранных слушателей с основными элементами повседневного общения на русском языке с целью их использования в социально-бытовой и социально-культурной сферах.
Проектный блок
1. Проектная лаборатория по проектированию на основе топологической оптимизации и компьютерного инжиниринга, и 3D-печати
Цель:
- знакомство участников с передовыми цифровыми и производственными технологиями,
- формирование понимания основ аддитивного производства и понимания базовых принципов, существующих коммерческих аддитивных технологий, включая технологические ограничения и особенности проектирования под аддитивное производство,
- введение в компьютерный инжиниринг и топологическую оптимизацию, обеспечение понимания основной логики работы данных технологий; применение участниками компьютерного инжиниринга и топологической оптимизации как к решению тренировочных задач, так и к решению проектной задачи.
Формат: проектная лаборатория, включающая в себя короткие лекционно-теоретические подмодули и объемный практический блок.
Результат:
- знания и навыки,
- спроектированное с применением компьютерного инжиниринга и топологической оптимизации промышленное изделие,
- изучение инструментов решения задач по его оптимизации.
2. Анализ прочности оборудования и трубопроводов, проектирование зданий и сооружений с учетом экстремальных воздействий
Цель:
- знакомство участников со специальными разделами и подходами по анализу прочности и ресурса оборудования и трубопроводов с учетом сейсмических воздействий,
- назначение срока службы оборудования и трубопроводов,
- расчет сварных швов с помощью метода конечных элементов,
- выбор основных размеров при проектировании зданий и сооружений с учетом волновых и сейсмических воздействий; выбор армирования железобетонных конструкций
Формат: проектная лаборатория, включающая в себя короткие лекционно-теоретические подмодули и объемный практический блок.
Результат:
- знания и навыки,
- расчет прочности типового элемента АЭС на основе метода конечных элементов,
- подходы для моделирования экстремальных воздействий.
3. Основы лабораторных испытаний свойств материалов
Цель:
- знакомство слушателей с видами новых материалов,
- формирование подходов к оценке их свойств,
- применение инжиниринга материалов при создании новых изделий.
Формат: лекционно-лабораторный.
Результат:
- знания в области новых материалов,
- оценки их свойств, контроля качества,
- спроектированное изделие с использованием нового материала.
4. Аэродинамика профиля крыла самолета
Цель:
- введение в аэродинамику профиля крыла самолета,
- моделирование аэродинамических профилей: формирование знаний по расчету и профилированию геометрии; вычисление основных характеристик крыла,
- моделирование и основы 3D печати: формирование навыков по трехмерному моделированию аэродинамических профилей и подготовке трехмерной модели для 3D печати,
- постановка натурного эксперимента и съем основных характеристик: формирование у слушателей знаний по постановке физического эксперимента и навыков по его постановке,
- основы постановки и проведения численных экспериментов: формирование у слушателей знаний по постановке численного эксперимента и навыков по его постановке,
- прочность аэродинамического профиля: формирование у студентов знаний по проведению прочностного анализа аэродинамического профиля в условиях газодинамического нагружения,
- параметрическая и топологическая оптимизация профиля крыла: формирование навыков по созданию задачи с многовариантным поиском оптимальных параметров,
- инженерная оптимизация: формирование у студентов знаний по усовершенствовании геометрии аэродинамического профиля.
Формат: проектная лаборатория, включающая в себя короткие лекционно-теоретические подмодули и объемный практический блок.
Результат:
- знания и навыки по аналитическим, численным и стендовым расчетах исследуемой геометрии крыла,
- физическая трехмерная модель, напечатанная на 3D принтера.
5. Проектная лаборатория по применению технологий ИИ к данным различного рода
Цель:
- знакомство с передовыми архитектурами нейросетей для решения задач промышленности,
- формирование понимания основ обработки данных временных рядов, изображений и/или текста и понимания базовых принципов существующих технологий машинного/глубокого обучения, включая нейронные сети,
- введение в предварительный анализ данных и формирование датасетов; применение участниками изученных технологий на примере практических задач и реальных кейсов.
Формат: проектная лаборатория, включающая в себя короткие лекционно-теоретические подмодули и объемный практический блок.
В практический блок включены задачи:
- классификация активностей человека по данным акселерометра / гироскопа,
- классификация снимков легких (диагностика COVID-19 по ФЛГ),
Результат:
- знания и навыки,
- скрипт на Python, формирующий обработку данных, обучающий и валидирующий технологии ИИ.
6. Лаборатория «Полимерные композиционные материалы»
Цель:
- знакомство участников с полимерными композиционными материалами,
- формирование и совершенствование у слушателей профессиональных компетенций, связанных с термопластичными композиционными полимерными материалами (ТПКМ), а также базовых знаний в области физико-химии полимеров,
- изучение технологий изготовления препрегов, изделий и конструкций на основе термопластичных полимеров.
Формат: лаборатория, включающая в себя короткие лекционно-теоретические подмодули и объемный практический блок.
Результат: знания и навыки в области термопластичных полимерных композиционных материалов.
Культурно-досуговый блок
В рамках культурно-досугового блока участникам будет предложена экскурсионная программа, включающая знакомство с основными достопримечательностями Санкт-Петербурга, а также посещение крупнейших российских и мировых художественных музеев и памятников архитектуры.
В дополнение к экскурсионной программе для участников проекта будут организованы мероприятия, направленные на знакомство и межкультурную коммуникацию участников, и мастер-классы от преподавателей и ведущих сотрудников Передовой инженерной школы «Цифровой инжиниринг».
Экскурсионная программа
-
Посещение Государственного Эрмитажа
Обзорная экскурсионная программа на русском и английском языках в сопровождении гидов.
-
Посещение Государственного Русского музея
Обзорная экскурсионная программа на русском и английском языках в сопровождении гидов
-
Поездка в г. Пушкин, Государственный музей-заповедник «Царское Село»
Обзорная экскурсионная программа на русском и английском языках в сопровождении гидов.
-
Поездка в г. Кронштадт
Обзорная экскурсионная программа на русском и английском языках в сопровождении гидов.
Экскурсионная программа
Лекция приглашенного спикера
Планируется лекция приглашенного эксперта, который разберет с участниками различные кейсы и примеры проектов из индустрии.
Лекция в формате TED «Технологии будущего. Какие они?»
Спикер расскажет о технологиях, которые существуют на данный момент, а также где и как они применяются. Спикер расскажет о преимуществах внедрения технологий как в производство, так и в обычную жизнь.
Питч-сессия для знакомства с участниками
В рамках питч-сессии команды участников подготовят презентации, в которых расскажут о себе. Данная питч-сессия планируется в качестве мероприятия для знакомства участников друг с другом.
Выступление «Как поступить в магистратуру?»
Презентация программ магистратуры ПИШ.
Инженерный чемпионат
В рамках чемпионата, участники будут поделены на команды. Задача каждой команды спроектировать и построить мост из спагетти, скотча и пластилина.
Вечер гостеприимства
Приветственный вечер для участников университета от международного клуба СПбПУ «PolyUnion»
Иные мероприятия
-
Тимбилдинг
Мероприятие направлено на знакомства участников и командообразование
-
Обзорная экскурсия по кампусу СПбПУ
Экскурсия по территории СПбПУ с посещением ведущих лабораторий и центров
-
Посещение Музея истории СПбПУ
Знакомство участников с историей университета
Посмотреть программу проведения проекта